Общаясь с детьми, я заметила, что у многих детей недостаточный словарный запас. Во время самостоятельных игр все чаще используют неречевые средства (мимику, жесты, интонацию). На занятиях, а  также после прочтения сказок не все дети могли отвечать на вопросы воспитателя, а если и отвечали, то кратко – одним словом. Играя с детьми в разные  дидактические игры я отметила, что они не могут назвать обобщающие слова и почти не используют в своей речи прилагательные.
Свою работу я начала  изучив методическую литературу. Наиболее полезными  мне показались следующие пособия:
О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» А.П. Усова « Русское народное творчество в детском саду»
Основываясь на требованиях ФГОС ДО, были разработаны формы и определены направления совместной и самостоятельней деятельность детей при использовании устного народного творчества в развитии речи детей.
В своей работе по формированию словаря детей посредством произведений народного творчества выбрала следующие направления:
-на занятиях использование фольклорных произведений ;
-в играх (дидактические игры, игры-забавы, пальчиковые игры, хороводные игры, подвижные народные игры, игры инсценировки);
-чтение сказок и потешек, рассматривание к ним иллюстраций;
-в режимных моментах использование фольклора .
Младшие дошкольники особенно внимательны к звукам человеческой речи. Поэтому на занятиях по развитию речи  необходимо развивать слух. Одновременно со слухом развивается речь. Использование на занятиях малых форм фольклора, делает занятия эмоциональными, интересными, что способствует лучшему усвоению материала.
В своей работе пользовалась конспектами О.С. Ушаковой по ознакомлению с художественной литературой и малыми фольклорными формами. Например, на занятии на тему чтение русской народной сказки «Теремок» для того, чтобы активизировать словарь детей после прочтения сказки задавала вопросы:
- Кто стучался в теремок? (мышка, зайчик, лягушка и т.д.)
-Какие прозвища были у каждого зверька? (норушка, побегайчик, квакушка...)
- Почему их так называли? (живет в норке, бегает, квакает...)
-Как назвать их одним словом? (животные).
Для мотивации на предстоящую деятельность предлагаю загадки в начале занятия, наблюдения, бесед. Также применяю загадки как средство проверки и закрепления знаний в занимательной форме, в завершении деятельности.
На занятии по ознакомлению с загадками, потешками, прибаутками к Кате приходили гости. Чтобы узнать, кого пригласила Катя, читала детям загадку:
Я умею чисто мыться-
Не водой, а языком.
Мяу. Как мне часто снится
Блюдце с теплым молоком.
(Кот)
После ответа детей, спрашивала:
-Как вы догадались, что это кот? ( Моется языком, говорит мяу).
-Что он любит?( молоко).
Аналогично прочитала загадки и про других гостей (корова, петушок, козлик). Веселили мы гостей знакомыми потешками:
Петушок-петушок
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шелкова бородушка.
Спели песенку-потешку о котике:
Уж ты котенька, коток,
Котя-серенький лобок!
Ты приди к нам ночевать,
Нашу деточку качать.
Использование  потешек, загадок являлось средством обогащим словарь детей новыми словами и выражениями. Происходило обогащение словами-предметами, словами-действиями, словами-признаками, обобщающими словами.
Во вторую половину дня я читала воспитанникам сказки. Первыми сказками были – «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок» - так, как они понятны ребёнку, потому, что их герои – животные разговаривают  и действуют как люди: выполняют трудовые действия например сажают, поливают растения, убирают урожай и прочее, бытовые как убирают дом, пекут пироги.Во время чтениядля эмоционального контакта с детьми были созданы благоприятные условия . Они затихали, улыбались, просили читать ещё.
После чтения сказки я проводила игру-беседу. В этом мне помогал симпатичный медвежонок Топатыш, который слушал сказку сидя вместе с нами. Медвежонок предлагает детям самые разнообразные речевые упражнения: рассказать стихотворение, спеть песенку, ответить на вопросы и т.д. Эти игры и упражнения помогают детям войти в мир слов. Они понимают, что слова бывают разные, что-то обозначают, называют.
Познакомила детей с моделированием сказки. Так, например, знакомая русская народная сказка «Репка». Сначала мы рассказали сказку и  рассмотрели иллюстрации. Спросила – Какая репка?( желтая, вкусна, сладкая); -Какие листья у репки? (зеленые, длинные); -А дед какой (старый, бородатый, усатый).Таким образом, провели  описание всех героев сказки.  Обращали внимание детей на отдельных словах. Помимо слов, обозначающих признаки предметов, закрепили действия предметов. Отвечали на вопросы - Что делали герои сказки? ( дед садил; позвали бабку, внучку и т.д.; вытянули репку).
На следующий день предложила детям нарисовать (смоделировать) сказку « Репка». У каждого ребенка на листе бумаги  были нарисованы круги по количеству героев. Вместе с детьми мы дорисовывали детали персонажей - у репки листья, у кошки усы, у мышки хвост и т.д. В ходе рисования проговаривали с детьми слова, повторяли текст сказки. Закрепляли название частей тела, а также характерные признаки каждого героя.
Таким же способом были нарисованы и другие сказки :«Колобок», «Теремок». В дальнейшем по этим схемам дети самостоятельно могли рассказать сказку.
Велика ценность дидактических игр. В игровых  действиях решаются речевые задачи: обогащения словаря, развитие связной речи. Дети приобретают достаточный запас слов, который используют в дальнейшем в своём общении. Наиболее успешно решаются речевые задачи в играх с использованием фольклорных произведений.
В игре «Уложим куклу спать» дети уточняют и закрепляют название предметов, которые необходимы для быта, напевают колыбельные песни. Дети активизируют в речи слова люлька, зыбка.
В игре «Кто назовет больше действий», дети по картинкам с предметами подбирают глаголы, обозначающие действие.
В игре «Больная кошечка» дети закрепляют слова, обозначающие название частей тела, они инсценируют действиями то, о чём говорят:
У кошечки головка болела
Ох, как болела.
Дети берутся руками за голову и качают ею, затем дети говорят:
«У кошечки спинушка болела» и т.д.
Игру «Доскажи словечко» использовала  при повторении с детьми знакомых сказок, потешек. А также, чтобы новые, довольно трудные слова прочно вошли в лексикон детей. Например:
- Это куколка Акулька,
У нее кроватка ... (люлька).
- Пошел котик на ... (торжок)
Купил котик пирожок.
-Кашу варит всем дружок, круглобокий ... (Чугунок).
На прогулке играли с детьми в народные подвижные игры. Их ещё называют  игры с приговорами. Например, игра «Салки-догонялки»:
Мы весёлые ребята,
Любим бегать и играть.
Ты попробуй нас догнать!
Дети повторяли текст  вместе со мной. Все это способствует запоминанию слов-действий, признаков предметов, пополнению активного словаря детей. Нельзя не отметить влияние таких игр на воспитание яркой интонационной выразительности, эмоциональности речи детей.
Расширяя словарь детей через русский народный фольклор, надо отметить познавательное значение словосочетаний из сказок и потешек, по которым можно учить ориентировке в пространстве, давать понятие о временных представлениях, величине («Вот и люди спят, вот и звери спят»; «Ночь пришла, темноту привела»; «Солнышко встало, утро настало»; «Маленькая птичка прилетела к нам»; «Выросла репка большая»).
Использовала  фольклорные произведения на занятиях по изобразительной  деятельности, конструированию. Например, малыши коллективно лепили композицию «На птичьем дворе».В завершении обыгрывали сюжет – «Курочка с цыплятами на прогулке».  Дети, сразу подхватывая игру, вспоминают хорошо знакомую потешку «Вышла курочка гулять...». На занятиях по конструированию дети строили разнообразные теремки. После окончания  постройки отвечали на вопросы: «Кто постучался в твой теремок?», «Как он попросился жить в твой теремок?». Дети самостоятельно переносили действия и разговор персонажей хорошо знакомого произведения на совершенно другие игрушки: куклы, матрешки, уточки.
При повторном строительстве домика, обыгрывали постройку потешками: «Кошка в окошке рубашку шьёт», «Курочка в сапожках избу метёт».
Слушая и запоминая пословицы и поговорки дошкольники учатся выражать свои мысли, развивать мастерство слова, использовать пословицы и поговорки в своей речи, понимать их смысл, иносказательную особенность и красоту фразы.
Ежедневно включала песенки,потешки, заклички в совместную деятельность с детьми (режимные моменты, игры, наблюдения, труд, индивидуальную работу и двигательную активность) и самостоятельную деятельность дошкольников.Эти малые формы фольклора использовала как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями.[10]
При помощи потешек вырабатывала  привычку мыть руки перед едой и после их загрязнения, причёсывать волосы, пользоваться своим носовым платком. Более эффективный способ запоминания новых слов  основан на  неоднократном повторении потешек. Мытье рук сопровождала потешками: «Ай, лады, не боимся мы воды...», «Будет мыло пениться, грязь куда-то денется...», «Где же прячется вода...». Постепенно дети сами стали повторять эти потешки.
Во время приема пищи читала приговорки:
На плите сварилась каша,
Где большая ложка наша?,
или:
Няня чашку молока Оле налила.
«Мяу;- киска говорит, — вот и я пришла»
Киске в миску отольём, веселее пить вдвоём!
или:
Умница Катенька,
Ешь кашу сладенькую,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую!»
или:
Вот тарелочка пуста,
Улыбается она.
Одевание – сложныйдолгий для младших дошкольников режимный процесс. Детей приучаем самостоятельно одеваться на прогулку и после сна. Некоторые дети очень медленно одеваются, иногда ленятся. Часто одевают обувь не на ту ногу. Поэтому для создания непринуждённой обстановки я читала:
Наша Маша маленькая,
На ней шубка аленькая,
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.
или:
Что случилось у Маринки?
Перессорились ботинки
Друг от друга отвернулись,
Рассердились и надулись
Поменяли их местами,
Перестали дуться сами!
или:
Таня варежку надела.
«Ой, куда я пальчик дела?
Пальчик в домик не попал!»
Таня варежку сняла,
Таня пальчик свой нашла.
Одновременно задавала детям вопросы –«Что мы одеваем на ножки?; Какая шубка?; Что делала Таня?».
Организуя наблюдения с детьми на прогулке или из окна, я использовала потешки, которые помогают целенаправленно наблюдать за явлениями природы. Так, например, наблюдая за солнцем, любовались его лучами, приговаривая:
Солнышко, Солнышко,
Колоколнышко,
Не пеки за реку,
Пеки к нам в окно,
Будет нам тепло!
Многие малыши стали использовать потешки в общении друг с другом. Например, если кто-то из детей упал или ударился, утешают:
Не плачь, не плачь,
Куплю калач.
Не хныч, не ной,
Куплю другой.
Слезы утри,
Дам тебе три.
При чтении потешек ребята вслушиваются и приобщаются к красоте русского слова. Благодаря простоте и мелодичности дошкольники легко запоминают и повторяют потешки. Подбирая потешки, попевки, приговорки старалась учитывать индивидуальные особенности воспитанников.
Яркие картинки привлекают внимание детей. Поэтому иллюстрации очень помогают мне в приобщении детей к детскому фольклору.
Одним из главных приёмов наглядности является приём инсценирования произведения. С его помощью дети легко и быстро усваивают понимание содержания.
Для инсценировок использую потешки, небылицы, короткие сказки, героями которых являются животные и дети. Инсценируя какое-либо произведение дети также обогащают словарный запас и учатся применять слова в повседневной жизни. Они  не только проговаривают прибаутки, потешки, но и передают их содержание с помощью пластических движений тела, жеста. Например, инсценировка потешки  «Тень-тень-потетень»:
Тень-тень-потетень,
Выше города плетень,
Все мы вышли под плетень,
Похвалялись весь день.
Дети проговаривая слова,  копируют  действия  лисы, волка, козла, бабы Вари и т.д..Происходит запоминание слов-действий :
Похвалялся серый волк:
Я зубами щёлк да щёлк.
Игру повторяли несколько раз, сначала вместе с детьми произносим слова потешки, а затем дети самостоятельно рассказывают её.
Такие инсценировки – это целая живая картина:
Сидит кот у ворот,
К себе кошечку ждёт,
На балалаечке поигрывает,
Мышкам глупеньким подмигивает.
Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребёнок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова.
Таким образом, в результате целенаправленного и систематического использования фольклора на занятиях и в повседневной жизни добилась положительных результатов в работе по данной теме, дети стали легко понимать речь, отвечать на вопросы, вступать в речевые контакты с воспитателем и близкими людьми. Они  постоянно комментируют свои действия, начинают сами задавать вопросы. Охотно играют вместе, развёртывают небольшие пока сюжеты, активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки, некоторые пытаются использовать их самостоятельно, у большинства детей появился интерес к чтению книг.
Добавлено спустя 49 секунд:
Добавлено спустя 49 секунд: